Заполните форму
Чтобы задать интересующий вопрос
Нажимая, на кнопку вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Кто стал крупнейшим маркетинговым digital-агентством в России
Бизнес-клуб «Атланты» и компания Smart Ranking составили рейтинг крупнейших и самых быстрорастущих маркетинговых digital-агентств России. Лидером по выручке стало performance-агентство MGCom, а по динамике роста — Artics Internet Solutions. Суммарная выручка топ-35 агентств в 2020 году выросла на 22,1% и превысила 82 млрд руб.

Рейтинг стал частью проекта «Атланты 1000». Его цель — определить самые быстрорастущие компании России из сегмента малого и среднего бизнеса с 2018 по 2020 год. Однако отраслевые рейтинги включают и крупный бизнес.
«Digital-маркетинг невероятно живой рынок. Его участники - пожалуй, немногие, кто сегодня может на основе массива данных, не только спрогнозировать поведение потребителя, но и четко описать его чувства, где ключевое – это доверие, - отметил Михаил Воронин, предприниматель, основатель и старший партнер Бизнес-клуба «Атланты». – Нам особенно интересно было анализировать этот сегмент еще и потому, что более много наших резидентов — из этой сферы».
Данные о выручке были получены путем анкетирования компаний или из бухгалтерской отчетности через систему «Контур.Фокус».
В рейтинг вошли агентства:
  • специализирующиеся на предоставлении услуг по performance-маркетингу (таргетированная и контекстная реклама, SMM, SEO, email-маркетинг и др);
  • основанные частными лицами в России.

В рейтинг не включены:
  • Маркетинговые сервисы, приложения, СМИ, площадки для размещения рекламы. ​​
  • Агентства и медиакорпорации, которые являются российскими представителями международных групп. Например, OMD, Group M, Dentsu, Publices Media, Havas, NMI Group.
Подробнее о методике составления расчетов можно прочитать здесь.
О методике

Лидеры по выручке
Суммарная выручка топ-35 performance-агентств России за 2020 год составила ₽83,5 млрд. При этом выручка трех лидеров рейтинга — агентств MGCom, «Риалвеб» и Artics Internet Solutions — достигает 50% от всего рейтинга.
Как отмечают участники рейтинга, основное влияние на рынок оказала пандемия. Некоторые агентства потеряли часть клиентов из-за их их ухода с рынка и заморозки бюджетов. Легче к новой реальности адаптировались агентства с клиентами, которые оказались устойчивее к пандемии и только увеличили вложения в продвижение.
«Выручка в 2020 году оказалась ниже запланированной в начале года, однако выше наших прогнозов на май-июнь 2020 года, — говорит Михаил Нечаев, заместитель генерального директора по производству MGCom. — Значительная часть клиентов агентства ориентируется на перформанс-показатели, а такие бюджеты в начале пандемии резались в последнюю очередь или даже увеличивались. Кроме того, в основе портфеля агентства — крупные компании, которые лучше пережили кризис».
Как отмечают представители компании, решение не сокращать команду и быстро перейти на удаленный режим работы — позволило быстро нарастить объемы и масштабироваться, когда ситуация стабилизировалась.
На втором месте оказалась компания «Риалвеб». Олеся Аветисян, генеральный директор «Риалвеб», рассказала, что в 2020 году группа компаний потеряла в выручке в связи с пандемией. «Это произошло за счет того, что крупные клиенты в ряде сфер, таких как банковские услуги, недвижимость, рекрутинг, резко заморозили бюджеты» — отметила она.
Тем не менее, выручка компании в 2020 году выросла на 70% к предыдущему году и достигла ₽15,5 млрд. Численность персонала увеличилась на 20%. Случилось это за счет того, что в 2020 году агентство открыло направления мобильного маркетинга и креатива, заключило стратегический альянс с коммуникационным холдингом Publicis Group, а также привлекло ряд новых клиентов — X5RetailGroup, Ingrad, Газпромбанк, CберЕаптека, УРАЛСИБ и других.
Лидеры роста
Немалую роль в развитии рынка маркетинга сыграла пандемия. «В мир пришла повсеместная диджитализация — а значит, и спрос на digital-маркетинг в целом возрос», — отмечает Екатерина Гладкова, операционный директор Go Mobile.
По оценкам экспертов из Российской Ассоциации Маркетинговых Услуг, в 2020 году рынок digital-маркетинга увеличился не менее, чем на 5% с 2019 года. «По моему ощущению, новая реальность должна повлиять на увеличение доли торгового и диджитал маркетинга в общем миксе маркетинговых услуг в ближайшие несколько лет» — комментирует Елена Леонова, вице-президент РАМУ, CEO Progression Group.
Суммарная выручка топ-35 в 2020 году выросла на 24% по сравнению с уровнем 2019 года.
Наибольший прирост за три года показали Artics Internet Solutions, «Риалвеб» и «Профитатор».
«В локдаун всем бизнесам пришлось быстро перестраиваться под текущие реалии: кто-то закрылся, у кого-то получилось оперативно адаптироваться» — говорят представители «Профитатора». — В результате выиграли компании, которые смогли сфокусироваться на digital. Как раз такие клиенты и были основным драйвером роста нашего агентства».
Собственные продукты

Примечательно, что теперь агентства не только предоставляют услуги, но и разрабатывают свои продукты. Так, агентство MediaNation получила статус резидента Сколково с проектом по сквозной аналитике Streammydata. «Через 5 лет мы видим себя, как продукт» — говорит Марина Шахова, совладелец и директор по маркетингу MediaNation.
Резидентом Сколково стало и агентство Adventum — они разработали сервис сквозной аналитики и генератор UTM-меток для оценки эффективности маркетинга в Яндексе, Google, Facebook и других каналах продвижения.
Собственные разработки есть также у Catzwolf, Fistashki, Nectarin и Go Mobile.
Работа с блогерами
Во время пандемии возросла роль блогеров и лидеров мнений — поэтому увеличился спрос на influence-маркетинг.

Так, в 2020 в Adventum появилось направление SMM&Influence marketing. ArrowMedia стали предлагать услугу рекламы в TikTok.
«Мы видим большой спрос на работу с блогерами, поэтому выделили отдельную команду под данный продукт» — говорит Сергей Петраковский, коммерческий директор i-Media.
Influence-маркетинг стал точкой роста и для агентства Nectarin. «Мы сделали много заметных кампаний, из последних это проекты для Metro CC с рэппером Моргенштерном, “Доброград”, где поучаствовал Стас Просто Класс и ВТБ с участием Мезенцева» — рассказывает Алексей Герцик, директор производства Nectarin.
Борьба за кадры
Как отмечают представители агентств, пандемия подстегнула диджитализацию экономики. «Это привело к моментальному превышению спроса над предложением на рынке труда digital маркетинга и создало перегревание себестоимости для рекламных агентств и кадровый голод» — объясняет Юрий Солопов, управляющий директор агентства i.com.
«Агентства во многом являются донорами качественных кадров в индустрии, что усложняет и без того непростой поиск кадров» — добавляет JAMI.
Кроме того, пандемия доказала, что сотрудники могут работать удалённо из любой точки мира. «Если в 2019 году агентства конкурировали за клиента вне рамок своего региона, то в 2021 аналогичная конкуренция идёт и за сотрудников» — говорит Андрей Безруков, операционный директор агентства «Блондинка.ру».
Кадровый спрос перераспределяется из регионов с высоким уровнем заработной платы (Москва) в регионы с более низким уровнем зарплат. Так, по прогнозам i-Media, зарплаты удаленных сотрудников из регионов будут расти быстрее.
Есть факторы, которые заставляют digital-агентства верить в дальнейший рост рынка. Один из них — взросление digital-аудитории. По словам Екатерины Азизовой, владелицы агентства AzarenokPro, за счет новых пользователей более взрослого возраста аудитория расширяется, а значит рекламодатели получают новых покупателей.
Кроме того, новые отрасли обращаются к digital-маркетингу. Так, представители рынка надеются, что возрастет маркетинговая активность представителей медицинской отрасли. В 2020 году приняли законопроект, разрешающий дистанционную продажу безрецептурных лекарств.
Авторы:
Светлана Высоких
Мария Суслова
Дарья Рыжкова

«Мы сталкиваемся с тем, что аудитория 55+ и старше, ранее не проявлявшая заметной активности, догоняет более молодые сегменты по показателям эффективности в performance кампаниях», — говорят Алексей Герцик директор производства Nectarin.
О методике составления расчетов можно прочитать здесь.
Новая аудитория в digital
Медицина
Так, MGCom в 2021 году приобрел агентство Primax, специализирующееся на работе с клиентами категории Фарма. «Считаем что категория находится на пороге кардинальных изменений, что отразится на инвестициях в digital-маркетинг, поэтому усиление экспертизы в этом направлении — логичный шаг в развитии компании» — говорят представители MGCom.